Кинематограф и театр
Мексика занимает лидирующее положение в латиноамериканском кинематографе. В начале 1980-х годов в стране ежегодно производилось около сотни полнометражных фильмов, которые затем распространялись по всему испаноязычному миру.
Международные премии в области кинематографа получили режиссеры Эмилио Фернандес и братья Родригесы, оператор Габриель Фигероа, а также испанский режиссер Луис Бунюэль, который в 1947 приехал в Мексику и создал здесь несколько фильмов, получивших всемирную известность.
Сегодня кинематограф Мексики переживает бум международной популярности. В период с 2014 по 2019 год мексиканские режиссеры Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Гильермо дель Торо неоднократно завоевывали премию «Оскар». Наград удостоились такие их фильмы, как «Бердмэн», «Выживший», «Гравитация», «Рома» и «Форма воды».
В современном мексиканском театре универсальные традиции мирового искусства органически переплетаются с самобытными национальными чертами, генетически восходящими к доколумбовой эпохе. Возникновение театра было вызвано насущной потребностью в художественной форме наиболее адекватно выразить структуру поэтизированного общественного сознания индейцев.
У истоков индейского театра стоял танец, который дополнялся элементами драматического действия, акробатики или цирка. Тематика танцев была чаще всего либо религиозной, либо военной и, таким образом, отражала две наиболее существенные стороны жизни индейских народов. По мере развития театральных представлений в них постепенно намечались два ведущих направления: одни представления носили торжественный, серьезный характер и в их основе лежали божественные или героические сюжеты; другие представляли собой своеобразные фарсы шутливого, комического содержания с более «земной» тематикой.
К моменту начала колонизации Мексики в Испании существовали две основные разновидности театра – религиозный и светский. Из синтеза двух столь непохожих друг на друга культур (индейской и испанской) и предстояло в дальнейшем сформироваться мексиканскому театру. Возникло целое направление – «театр евангелизации», призванный сыграть существенную роль в процессе обращения местного населения в христианство.
XVII и XVIII вв. дали Мексике значительных драматургов, прежде всего Руиса де Аларкон и Сор Хуану Инес де ла Крус, признанных классиками мексиканской литературы.
Бурные события XIX в. способствовали рождению крупных драматургов, чье творчество впоследствии вошло в золотой фонд национальной литературы: Агустина де Кастро, Фернандеса де Лисарди, Эдуардо де Горостисы, Фернандо Кальдерона и Игнасио Родригеса Гальвана.
XX век принес в Мексику ветры перемен. Мексиканская революция 1910–1917 гг. знаменовала собой начало нового этапа во всех проявлениях духовного развития страны. Не составил исключения и театр. Начинавшийся процесс обновления достиг своего апогея в 20-е годы, о чем свидетельствовал резко возросший интерес к национальной драматургии и местному фольклору.
Движение за обновление мексиканского театра, начавшееся в 20-е годы, продолжалось вплоть до второй мировой войны. Та «эстетическая революция», в которую это движение вылилось, навсегда освободила мексиканский театр от засилья старых испанских канонов, господствовавших в нем со времен конкисты. Теперь деятели театра больше ориентировались на Соединенные Штаты Америки, Италию и Францию, стараясь при этом сохранить связи с национальной почвой; в большинстве случаев им это удавалось.
После Второй мировой войны в истории мексиканского театра начинается новый этап, продолжающийся вплоть до настоящего времени. Он связан с дальнейшим ростом национального самосознания, является неотъемлемой частью единого процесса становления послевоенной мексиканской культуры. Этот этап характеризуется ускоренным развитием двух наметившихся ранее тенденций – реалистической и модернистской, вступивших в противоречие друг с другом.
В их число выдающихся мексиканских драматургов современности входят Эмилио Карбальидо, Луиса Хосефина Эрнандес, Родольфо Усигли, Серхио Маганья, Висенте Леньеро и другие. В последние годы все более важные позиции в мексиканском театре начинает занимать реалистическая тенденция.
По материалам статьи Н.С. Константиновой «Мексиканский театр XX века».