Посольство Российской Федерации в Мексиканских Соединенных Штатах
Тел.: +52 (55) 5516-0870
Тел.: +52 (55) 5273-1305
/Режим работы: 8:30 – 13:30,15:15 – 19:00

Кинематограф и театр

Мексика занимает лидирующее положение в латиноамериканском кинематографе. В начале 1980-х годов в стране ежегодно производилось около сотни полнометражных фильмов, которые затем распространялись по всему испаноязычному миру.

Международные премии в области кинематографа получили режиссеры Эмилио Фернандес и братья Родригесы, оператор Габриель Фигероа, а также испанский режиссер Луис Бунюэль, который в 1947 приехал в Мексику и создал здесь несколько фильмов, получивших всемирную известность.

Сегодня кинематограф Мексики переживает бум международной популярности. В период с 2014 по 2019 год мексиканские режиссеры Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Гильермо дель Торо неоднократно завоевывали премию «Оскар». Наград удостоились такие их фильмы, как «Бердмэн», «Выживший», «Гравитация», «Рома» и «Форма воды».


В современном мексиканском театре универсальные традиции мирового искусства органически переплетаются с самобытными национальными чертами, генетически восходящими к доколумбовой эпохе. Возникновение театра было вызвано насущной потребностью в художественной форме наиболее адекватно выразить структуру поэтизированного общественного сознания индей­цев.

У истоков индейского театра стоял танец, который дополнялся элементами драматического действия, акробатики или цирка. Тематика танцев была чаще всего либо религиозной, либо военной и, таким образом, отражала две наи­более существенные стороны жизни индейских народов. По мере развития театральных представлений в них постепенно намечались два ведущих направления: одни представления носили торжественный, серьезный характер и в их основе лежали боже­ственные или героические сюжеты; другие представляли собой своеобразные фарсы шутливого, комического содержания с более «земной» тематикой. 

К моменту начала колонизации Мексики в Испании суще­ствовали две основные разновидности театра – религиозный и светский. Из синтеза двух столь непохожих друг на друга культур (индейской и испанской) и предстояло в дальнейшем сформироваться мексиканскому театру. Возникло целое направление – «театр евангелизации», призванный сыграть существенную роль в процессе обращения местного населения в христианство.

XVII и XVIII вв. дали Мексике значительных драматургов, прежде всего Руиса де Аларкон и Сор Хуану Инес де ла Крус, признанных классиками мексиканской литературы.

Бурные события XIX в. способствовали рождению крупных драматургов, чье творчество впоследствии вошло в золотой фонд национальной литературы: Агустина де Кастро, Фернандеса де Лисарди, Эдуардо де Горостисы, Фернандо Кальдерона и Игнасио Родригеса Галь­вана.

XX век принес в Мексику ветры перемен. Мексиканская революция 1910–1917 гг. знаменовала собой начало нового этапа во всех проявлениях духовного развития страны. Не составил исключения и театр. Начинавшийся процесс обновления достиг своего апогея в 20-е годы, о чем свидетельствовал резко возросший интерес к национальной драматургии и местному фольклору.

Движение за обновление мексиканского театра, начавшееся в 20-е годы, продолжалось вплоть до второй мировой войны. Та «эстетическая революция», в которую это движение вылилось, навсегда освободила мексиканский театр от засилья старых ис­панских канонов, господствовавших в нем со времен конкисты. Теперь деятели театра больше ориентировались на Соединенные Штаты Америки, Италию и Францию, стараясь при этом сохра­нить связи с национальной почвой; в большинстве случаев им это удавалось.

После Второй мировой войны в истории мексиканского театра начинается новый этап, продолжающийся вплоть до настоящего времени. Он связан с дальнейшим ростом национального само­сознания, является неотъемлемой частью единого процесса становления послевоенной мексиканской культуры. Этот этап характеризуется ускоренным развитием двух наметившихся ранее тенденций – реалистической и модернистской, вступивших в про­тиворечие друг с другом.

В их число выдающихся мексиканских драматургов современности входят Эмилио Карбальидо, Луиса Хосефина Эрнандес, Родольфо Усигли, Серхио Маганья, Висенте Леньеро и другие. В последние годы все более важные позиции в мексиканском театре начинает занимать реалистическая тенденция. 

По материалам статьи Н.С. Константиновой «Мексиканский театр XX века».