Посольство Российской Федерации в Мексиканских Соединенных Штатах
Тел.: +52 (55) 5516-0870
Тел.: +52 (55) 5273-1305
/Режим работы: 8:30 – 13:30, 15:15 – 19:00
Записаться на приём
29 июня / 2021

Гастроли «жемчужины» балета XX века в Мексике

Великая русская балерина Анна Павлова побывала в Мексике дважды. Самоотверженно служившая искусству танца Павлова создала собственную труппу, важнейшей задачей которой она считала популяризацию балета в самых разных уголках мира. Гастроли труппы приняли 44 страны, в том числе множество государств Латинской Америки.

Первая поездка Анны Павловой в Мексику пришлась на январь–февраль 1919 года – неспокойный период, когда страна только оправлялась от Революции 1910–1917 годов. Во избежание возможных инцидентов тогдашний Президент Мексики Венустиано Карранса распорядился разместить на крышах всех вагонов поезда, в котором балетная труппа добиралась из порта Веракрус в Мехико, две сотни солдат.

Творческий коллектив Павловой представил в столичных театрах «Абреу» и «Принсипаль» балеты «Раймонда», «Спящая красавица», «Жизель» и другие шедевры русских и европейских классиков жанра.

Несмотря на все отличия сценического танца в исполнении Анны Павловой от традиционной хореографии Мексики, публика встретила русских артистов с восхищением. По словам знаменитого критика Хавьера де Брадомина, труппа имела в Мехико «ослепительный успех».

После такой прессы желающих хоть одним глазком взглянуть на русский балет в мексиканской столице было хоть отбавляй, а вот театра с достаточной вместимостью в городе не нашлось. Тогда Анна Павлова в очередной раз потрясла публику в стране ацтеков, решившись выступить на главной столичной арене для проведения корриды. Танцы на «Эль-Торео» собрали порядка 16 тысяч изумленных зрителей. Выступая на столь оригинальной площадке, балерина стремилась избавить балет от элитарного ярлыка, донести этот вид искусства до максимально широкой аудитории.

Постоянные гастроли по разным странам мира натолкнули Павлову на мысль о том, чтобы включить в репертуар труппы элементы местного фольклора. Мексика не стала здесь исключением. Специально для прощального концерта на арене для корриды, на этот раз собравшего более 20 тысяч зрителей, Павлова подготовила номер «Мексиканские фантазии», основой для которого послужил мексиканский народный танец харабе тапатио. 

Выступление произвело такой фурор, что публика долгое время не отпускала Анну Павлову со сцены, на которую под несмолкающие овации зрителей летели их широкополые шляпы-сомбреро.

Шесть лет спустя Павлова вернулась в Мексику с новым сюрпризом для своих преданных поклонников: 23 апреля 1925 года в Мехико прошла премьера балета «Дон Кихот». Мексике посчастливилось стать первой испаноязычной страной, увидевшей это выдающееся произведение в исполнении труппы Анны Павловой.

С уверенностью можно сказать, что благодаря ее гастролям русская балетная школа оказала сильнейшее влияние на развитие мексиканской хореографии, а названный в честь балерины всемирно известный десерт павлова по сей день красуется в меню лучших ресторанов Мехико.